Принципы ветеринарной этики

Принципы ветеринарной этики 26.10.2018

Принципы ветеринарной этики

Ветеринар не приносит клятву Гиппократа, но это не освобождает его от морально-этических обязательств по отношению к своим бессловесным пациентам и их хозяевам. Свод правил профессионального поведения, своеобразный кодекс чести ветеринара определяет деонтология — в буквальном переводе «наука о должном».

Попробуем разобраться в дебрях врачебной этики: что должен и не должен делать ветеринар по отношению к своим пациентам (животное + хозяин) и к коллегам.

  • Первый принцип — не навреди! Это значит, что ветеринарный врач должен поставить предварительный диагноз (при необходимости назначив дополнительные исследования) и назначить апробированное лечение, соответствующее текущему состоянию больного и возможностям его хозяина. Если случай требует узкой ветеринарной квалификации, лучшее, к чему стоит склонить владельца животного — это обратиться к другому специалисту или созвать консилиум.
  • Требуется грамотно информировать хозяина животного о ходе дальнейшего лечения и о его роли в нем, подробно рассказать о назначениях и научить их правильно выполнять.
  • Если состояние пациента тяжелое или назначена сложная операция, ветеринар обязан рассказать о возможных летальных последствиях. Излишняя бравада в попытках дать гарантию (даже если ее требуют) неуместна.
  • При проведении осмотров и врачебных манипуляций специалист должен вести себя спокойно, по возможности избегать страха и агрессии животного, не причинять ему боли, а также не пренебрегать методами фиксации четвероногого пациента.
  • Ветврач на дом должен быть вежлив, тактичен, хладнокровен, готов к неожиданностям — обычно вызов к пациенту требует скорых мер реагирования.
  • В случае неблагоприятного прогноза в течении заболевания ветеринарному врачу необходимо оповестить об этом клиента. Эвтаназии как мера, прекращающая страдания животного, допустима, но решение о ней принимает сам владелец.
  • Основа корпоративной этики — табу на обсуждение действий и методов лечения коллег. Критика и очернение неуместны и неконструктивны.
  • Специалисту ветеринарной клиники не стоит класть во главу угла свои меркантильные интересы, а также обсуждать цены на услуги ветеринаров с клиентами. Взаимоотношения с пациентами надо строить на доверии.
  • Врач не имеет права отказать в помощи, сославшись на занятость, окончание приема, бесполезность услуги. Он обязан лечить! В крайнем случае он должен перенаправить больного к другому специалисту, убедившись, что тот примет его.
  • Эксперименты в лечении животных, применение методов, не включенных в широкую практику — спорная и дискутивная тема для деонтологии. Возвращаемся к основополагающему принципу — НЕ НАВРЕДИ!

Каждую возможную ситуацию в лечении животных не уложишь в рамки строгих и сухих пунктов. В неоднозначных случаях в первую очередь ветеринарный врач должен руководствоваться принципами гуманизма и опираться на свои высокие личностные качества: доброту, ум, волю.


Возврат к списку